На Совете по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции рекомендовано разработать мероприятия, предоставляющие экономические, правовые и репутационные стимулы для субъектов хозяйственной деятельности, осуществлять практику на легальном рынке.
Вчера, 28 ноября, в Агентстве по финансовому мониторингу состоялось выездное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции в Агентстве под председательством Каирбека Сулейменова. На Совете был рассмотрен вопрос об усилении взаимодействия НПП «Атамекен» с Агентством по финансовому мониторингу по защите прав и законных интересов бизнеса.
Как сообщает пресс-служба национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен», в работе Совета приняли участие председатели советов региональных палат предпринимателей и руководители департаментов Агентства.
Открывая Совет, Каирбек Сулейменов подчеркнул, что между Агентством и Национальной палатой созданы институциональные основы для успешного взаимодействия. Цель выездного заседания Совета активизировать работу Агентства и Национальной палаты, а также регионов по решению наиболее актуальных проблем бизнеса.
В основу организации работы Агентства положены аналитические методы раскрытия преступлений, позволяющие выявлять преступную деятельность на ранней стадии. В целях повышения эффективности контроля за использованием государственных средств проводится дистанционный анализ рисковых параметров без вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.
Отмечено, что успешно реализуется Соглашение о сотрудничестве между Агентством, НПП «Атамекен» и Уполномоченным по защите прав предпринимателей, которое направлено на профилактику экономических преступлений и стимулирование предпринимателей на соблюдение законодательства, осуществление совместных мер по ограничению роста теневой экономики в агропромышленном комплексе, строительстве, торговле, обороте подакцизной продукции и таможенной сфере.
«Принятые Агентством меры позволили значительно снизить давление на бизнес, сократить количество расследованных уголовных дел, где отсутствует судебная перспектива, и тем самым защитить государственный бюджет без вовлечения предпринимателей в орбиту уголовного процесса», — отметил в своем выступлении секретарь Совета Батыржан Ашитов.
С принятием Антикоррупционной стратегии Агентством кардинально перестроена антикоррупционная работа, акцент смещен на превенцию коррупции. Ужесточена дисциплинарная практика и повышена персональная ответственность руководителей.
Агентством реализуется проект «Защита бизнеса», в котором разработаны и применяются индикаторы, позволяющие своевременно реагировать на факты необоснованного вовлечения субъектов предпринимательства в уголовный процесс. В результате наблюдается снижение количества обращений субъектов бизнеса на незаконные действия органа уголовного преследования.
В рамках поручения Главы государства Агентством совместно с заинтересованными государственными органами и ассоциациями предпринимателей разрабатывается пакет изменений в уголовное законодательство, направленный на декриминализацию экономических правонарушений и внедрение справедливого механизма определения пределов норм привлечения предпринимателей к уголовной ответственности по налоговым преступлениям.
Вместе с тем, взаимодействие предпринимателей и Агентства еще не является достаточно результативным, что не позволяет наиболее эффективно бороться с нарушениями прав предпринимателей. Следственными подразделениями Агентства в основном расследуются преступления, направленные на защиту бюджета и государственных активов. Необходимо расширить практику выявления преступных нарушений закона посягающих на права предпринимателей, такие как рейдерство (статья 249 УК), незаконная монополистическая деятельность (статья 221 УК), незаконное разглашение коммерческой тайны и незаконные действия в отношении инсайдерской информации (статьи 223 и 230 УК).
Одним из важнейших направлений для государства является борьба с теневой экономикой. Правительство утвердило Комплексный план мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023-2025 годы. Однако мероприятия Комплексного плана носят либо репрессивный характер, либо связаны с административными процедурами.
«Практически нет мероприятий, которые стимулировали бы выход субъектов бизнеса на легальный рынок, хотя легализация производств теневого сектора экономики, кроме усиления административных процедур, возможна при стимулировании бизнеса осуществлять свою деятельность легально», — отметил Каирбек Сулейменов.
При этом он подчеркнул, что «… никакие жесткие запретные меры не выведут бизнес из тени, так как в большинстве случаев предпринимателю будет проще закрыть дело, чем соблюдать все введенные государственными органами процедуры«.
Так, отсутствие экономической поддержки, проводимой государством в течение последних пяти лет кампании по модернизации универсальных рынков, создала угрозу прекращения деятельности большого числа предпринимателей в торговой сфере, т.к. повлекло за собой закрытие уже нескольких рынков в городе Алматы и других регионов, а соответственно стимулирует развитие теневого сектора в торговле.
«В целом в настоящее время сформирована инфраструктура и организационно-правовое обеспечение взаимодействия Агентства по финансовому мониторингу и НПП «Атамекен» по защите прав предпринимателей и проводится целенаправленная работа в этом направлении», — подытожил Каирбек Сулейменов.
Советом были озвучены рекомендации Агентству по финансовому мониторингу и министерству национальной экономики. Так, Агентству по финансовому мониторингу рекомендовано:
— ориентировать территориальные департаменты на активизацию реализации мероприятий Соглашения о сотрудничестве между Агентством по финансовому мониторингу, НПП «Атамекен» и Уполномоченным по защите прав предпринимателей для устранения системных проблем и административных барьеров, способствующих росту теневой экономики и препятствующих развитию предпринимательства;
— усилить борьбу с преступной монополистической детальностью и рейдерством и другими преступлениями, ограничивающими права предпринимателей в соответствии с компетенцией, установленной законом.
Министерству национальной экономики Советом рекомендовано включить в Комплексный план мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023-2025 годы мероприятия, предоставляющие экономические, правовые и репутационные стимулы для субъектов хозяйственной деятельности, осуществлять практику на легальном рынке.
В разделе «Оптовая и розничная торговля» предусмотреть включение строительства торговых домов при модернизации рынков в список, субсидируемых объектов приоритетных отраслей экономики.
(по информации пресс-службы НПП «Атамекен»)